a
214004, Смоленская обл., г. Смоленск, ул. Кирова, д. 29Г
216450, Смоленская обл., г. Починок, пер. Терешковой, д.21
216500, Смоленская обл., г. Рославль, ул. Большая Смоленская, д. 28
215110, Смоленская обл., г. Вязьма, ул. Кронштадтская, д. 111
Оплата услуг

К вопросу о содержании мест накопления ТКО. Судебная практика

27 января 2023

В ходе реализации реформы в сфере обращения с ТКО одним из наиболее дискуссионных вопросов остается вопрос содержания, в том числе уборки, мест (площадок) накопления ТКО.

Пунктом 8 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что проведение уборки контейнерной площадки обеспечивает ее владелец. Владельцем площадки может выступать орган местного самоуправления, управляющая организация или иное лицо, создавшее такую контейнерную площадку.

Кроме этого, обязанность по организации и содержанию контейнерных площадок, а также своевременной уборке прилегающих территорий закрепляется за управляющими организациями Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда. Ответственность органов местного самоуправления в данном вопросе отражена в статье 8 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В спорах о том, кто должен создавать и обслуживать контейнерные площадки, надзорные органы, такие как ГЖИ, Роспотребнадзор, руководствуясь вышеуказанными правовыми нормами, имеют схожую позицию об обязанности осуществления уборки мест накопления ТКО и прилегающих территорий их законными владельцами. Зачастую аналогичной позиции придерживаются и суды.

Такая судебная практика сложилась в Воронежской и Ивановской областях, где предписания о необходимости осуществить уборку контейнерных площадок, выданные региональными управлениями ГЖИ в отношении управляющих организаций, были поддержаны Арбитражным судом Центрального округа (дела № А14-23293/2018, № А17-10551/2019). Схожая практика имеется в Уральском округе, где позиция контролирующих также органов поддержана Арбитражным судом (дела № А76-25785/2021 и № А47-12431/2020).

В 2021 году Верховный суд РФ поддержал позицию об обязанности управляющих организаций содержать контейнерные площадки, оставив без удовлетворения жалобу управляющей компании на Постановление Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю (Постановление Верховного суда РФ от 10.12.2021 № 56-АД21-13-К9).

На территории Вологодской области имеется практика привлечения управляющих организаций к административной ответственности за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований по надлежащей организации и содержанию мест накопления ТКО (Постановление Череповецкого городского суда Вологодской области от 24.05.2021, Решение Вологодского областного суда от 12.07.2021, Постановление Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 13.04.2022 по делу № 16-1236/2022).

Необходимо отметить, что создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе обеспечение таких мест контейнерами и бункерами, уборка территории площадки и земельного участка вокруг нее, является составной частью услуги по содержанию общего имущества собственников жилых помещений в многоквартирном доме и должно осуществляться за счет средств, входящих в плату за содержание и ремонт общего имущества.

Таким образом, практика надзорных органов и сложившаяся судебная практика имеют множество примеров, подтверждающих наличие законодательно возложенной на владельцев контейнерных площадок обязанности по их содержанию и уборке.

Присоединяйтесь
к нам в социальных сетях
Посмотрите подборку статей про экологию
#Экология