Мусоровозы до XX века
Первые мусоровозы представляли из себя обычную телегу, запряженную лошадьми. На неё устанавливали ящик, в который сваливали отходы.
Такая технология использовалась очень долго и, хоть конструкция протототипа мусоровоза незначительно менялась, принцип оставался единым. Первые существенные изменения произошли с изобретением и внедрением в повседневную жизнь двигателя.
В 1897 году в Лондоне появился первый мусоровоз с паровым двигателем. Изготовила его английская компания Thornycroft Steam Wagon and Carriage Company.
Мусоровоз имел подъемный механизм, который позволял осуществлять автоматическую разгрузку. Аналогичные мусоровозы начали появляться и в других странах. Из минусов мусоровоза тех времен — открытый кузов и , как следствие, высыпание мусора на дорогу во время движения и распространяющийся зловонный запах.
В XX веке мусоровозы стремительно совершенствуются
Уже в 1902 году в первый рейс вышел мусоровоз с закрытым кузовом, а в 1920-ых закрытые мусоровозы стали набирать массовую популярность в Европе и Америке.
Следующий этап развития – специализированная техника, оснащенная различными дополнительными устройствами.
В 1929 появилась тросовая система затягивания отходов в кузов мусоровоза, с помощью которой баки с отходами поднимались и высыпались в кузов мусоровоза.
В 1938 году на мусоровозах впервые был установлен уплотнитель отходов на основе гидравлического пресса. Благодаря этому вместимость кузова значительно увеличилась.
В 1960-х появились машины с портальным типом загрузки.
В 1969 году в США появились мусоровозы с автоматической боковой загрузкой.
Развитие мусоровывозящей техники везде шло по примерно одинаковому пути, но были и эксперименты. В 1948 году в Германии появился мусоровоз с роторным прессом. Происходило вращение цилиндра внутри кузова, а винтовые направляющие автоматически прессовали мусор. Вращение в обратном направлении обеспечивало опорожнение цилиндра.
История отечественных мусоровозов
Эволюция мусоровозов в нашей стране прошла аналогичный мировому путь развития. Первые мусоровозы появились в СССР после Великой Отечественной войны и повторяли американские и немецкие образцы.
Первопроходцем стал мусоровоз МС-1, его спроектировали на базе грузовика марки Ford 1932 года и отечественных самосвалов тех лет. Машина выпускалась на московском авторемонтном заводе «Аремз» и имела 300-литровый ковш в задней части, который с помощью гидропривода отправлял отходы в кузов. При разгрузке кузов опрокидывался.
В 1950-х мусоровозы производились двух типов: контейнерные (отходы перевозили в сменных баках) и бункерные (использовался саморазгружающийся кузов).
МКМ-4 — мусоровоз с задней разгрузкой шести контейнеров ёмкостью по 500 литров, размещенных на двух продольных подрамниках в два ряда по три бачка в каждом. Процессы разгрузки и погрузки производились при помощи двух задних гидроподъёмников с полукруглыми захватами для опускания отдельных контейнеров на землю или поднимания пустых баков на автомобиль.
КММ-2М — мусоровоз, транспортирующий шесть прямоугольных (кубических) 600-литровых контейнеров, размещенных на боковых шарнирных блоках на платформе мусоровоза. Их разгрузка и погрузка осуществлялись с помощью компактной кран-балки грузоподъемностью 500 килограммов с тросовым гидроприводом. Выпуском этих машин занимался Орловский завод погрузчиков.
Главной новинкой, обеспечившей кузовному мусоровозу большой успех, стала система прессования мусора на выходе из приёмного бункера, мощная толкающая плита с гидроприводом, почти вдвое уплотняла содержимое кузова и проталкивала его в грузовой отсек, что позволило существенно увеличить производительность.
В последующие десятилетия модификация спецтехники со сменными баками и закрытым кузовом продолжалась.
Мусоровоз сегодня
Современные мусоровозы хоть и базируются на принципах работы, заложенных в 30-60-х годах прошлого века, технологически значительно продвинулись. Они стали быстрее, манёвреннее, производят меньше шума и вмещают больше отходов. Например, ещё в 50-е годы мусоровозы перевозили по 6 контейнеров, а сегодня они способны вмещать в себя содержимое от 80 до 150 контейнеров.
АО «СпецАТХ» имеет в своем автопарке разные модели мусоровозов, с которыми мы будем вас знакомить.