Деятельность управляющих и ресурсоснабжающих организаций, региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами неразрывно связана с ведением претензионно-исковой работы по взысканию задолженности за предоставленные коммунальные услуги.
Одним из часто встречающихся доводов недобросовестных собственников и пользователей объектов недвижимости, уклоняющихся от оплаты предоставленных им коммунальных услуг, является пропуск истцом сроков исковой давности.
Зачастую, указанный довод является попыткой ответчика получить освобождение от внесения платы за жилищно-коммунальные услуги в обход требований действующего законодательства.
Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ.
В соответствии с действующим законодательством начало течения срока исковой давности, применительно ко взысканию задолженности по коммунальным платежам, определяется не только истечением установленного срока для внесения платы за предоставленные услуги (по общему правилу плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным), но и датой, когда истцу стала известна информация о надлежащем ответчике (собственнике или нанимателе жилого помещения, лице, осуществляющем коммерческую деятельность в том или ином нежилом помещении).
В практике АО «СпецАТХ» встречаются ситуации, при которых ввиду уклонения потребителей от заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО у регионального оператора отсутствуют необходимые сведения о потребителе, что естественным образом препятствует обращению в суд для взыскания платы за оказанную коммунальную услугу по обращению с ТКО.
На регулярной основе АО «СпецАТХ» проводится работа по установлению собственников жилых и нежилых помещений на территории Смоленской области и последующая подача заявлений о взыскании образовавшейся задолженности.
При рассмотрении исковых заявлений регионального оператора суды обоснованно приходят к выводу о том, что в соответствии со статьей 200 ГК РФ, разъяснениями пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» (далее — Постановление N 43) разъяснено, что если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ). Общий срок исковой давности составляет три года.
Названная норма права сформулирована таким образом, что наделяет суд необходимыми полномочиями по определению момента начала течения срока исковой давности исходя из фактических обстоятельств дела (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 N 516-О, от 27.06.2017 N 1329-О и др.).
При разрешении вопроса о том, когда истец узнал либо должен был узнать о нарушении своего права, судам следует исходить из существа заявленного требования, а также фактических обстоятельств, на которых оно основано.
В случаях, когда потребитель в адрес регионального оператора с заявкой на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО не обращался и такой договор в письменной форме не заключался начало течения срока исковой давности определяется судами с той даты, когда региональным оператором получена информация о лице, обязанном заключить договор.
Таким образом, уклонение недобросовестных потребителей от заключения договора с региональным оператором и заявление о пропуске сроков исковой давности при рассмотрении вопросов о взыскании образовавшейся задолженности судами не могут служить основанием для освобождения таких потребителей от оказанных региональным оператором услуг с даты начала его деятельности.